Приветствую Вас Гость!
Суббота, 21.04.2018, 02:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 47

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Апрель 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Друзья сайта

ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

ЗДЕСЬ КАЖДЫЙ ИЗ НАС НАЙДЁТ ДЛЯ СЕБЯ СОКРОВЕННОЕ. С БОЖИЕЙ ПОМОЩЬЮ!

РАДОНИЦА

О поминовении усопших

Проповеди

Вопросы священнику

21 апреля 2015 г.

Some Image

Христос посреди нас
Слово в Фомино воскресенье

Иеромонах Никон (Париманчук)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Не раз мы в Евангелии читаем торжественное исповедание человека, который узнал во Христе своего Господа и Бога. Первый раз это произошло в начале пути Господня. После Его крещения, когда Христос вступил на Свой крестный путь, Он встречает Нафанаила. Христос свидетельствует перед другими, что это человек чистый, правого сердца, и Нафанаил Его спрашивает: «Откуда ты это знаешь?» Спаситель ему отвечает таинственные слова: «Прежде чем тебя позвал Филипп, Я тебя видел, когда ты был под смоковницей…» И Нафанаил, поклоняясь Ему, говорит: «Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!..» (см.: Ин. 1: 48–49).
И святой Иоанн Предтеча говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи всего мира»!
И исцеленные и видевшие многочисленные чудеса Христовы говорили об этом.
Но потом эти свидетельства как-то замирают в сердце тех, кто свидетельствовал Господа, они замирают и в нашем сердце. Все мы, как и апостолы когда-то, ослеплены только видимым и очень медленно начинаем прозревать невидимое и сокровенное во Христе.
Мы следует за Христом, но, как и Его апостолы, еще подвержены сомнению; как и они, не доверяем Ему, что Он может благополучно избавить от опасности смерти, от опасностей этой временной жизни.
Как Фома апостол, имя которого было «близнец» или, как объясняют некоторые толкователи, означает человека двоящейся природы, мы живем в постоянных переходах от одного настроения к другому, двоимся мыслями.
Этот яд сомнений разливается древним завистником нашей радости – диаволом, он сообщает нам недоверие к силе Христовой, как и Фоме, проявившему сомнение, когда ему было сообщено о воскресении Самого Христа.
В течение трех с лишним лет Христос постепенно раскрывает перед апостолами (а перед нами – во всю нашу жизнь) Свою истинную природу: да, Он подлинный, истинный Человек, но одновременно Он – Бог, пришедший плотью спасти мир.
И это постепенно нарастающее сознание сокровенного находит себе выражение уже на пути в Иерусалим, к страданиям, перед самой смертью Христовой, в свидетельстве апостола Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого…»
Прежде Своего распятия Христос постепенно открывался Своим ученикам как Бог; после Своего распятия Он настойчиво, раз за разом, в целом ряде видений открывается перед ними как Человек, воскресший плотью.
Об этом главном, невидимом и Божественном написал так ясно и кратко святой апостол Павел, который не видел Христа в дни земной Его жизни и которому Он открылся воскресший: видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4: 18). То невидимое, что откроется нам.
Все рассказы о Воскресении Христовом нас ставят перед лицом именно этого факта: это не дух, это не видение; ученики не только слышат Его голос, но они прикасаются к Его телу, они видят, как Он с ними вкушает пищу. И говоря об этих свидетельствах, апостол Иоанн писал: мы говорим о том, что наши очи видели, наши уши слышали, к чему прикасались руки наши… Христос действительно воскрес плотью: плотью освященной, плотью преображенной, плотью, которая вся стала духом, не переставая быть плотью. И мы поклоняемся вместе с апостолом Фомой воскресшему Христу и, веря Ему, зная Его как своего Бога и как воскресшего Спасителя, взываем Ему: Господь мой и Бог мой!
На этом исповедании основана вся жизнь Церкви, все христианское мировоззрение, все величие человека, все безграничное смирение Божие. Во Христе нам раскрыто и то и другое; и мы ликуем не только о том, что Бог есть Бог любви, что Бог есть Спаситель наш, но ликуем мы и о том, что в Нем нам открыто, как велик человек, в плоть которого облекся Христос. Христос может пройти через врата смерти и войти в вечную жизнь и с Собой увлечь в вечное бытие и человека, совершившего путь покаяния.
Есть распространенное выражение: «Фома неверующий». Но оно происходит от нашего духовного невежества и самонадеянности и даже для некоторого самооправдания.
Неверие же апостола – это состояние, которое описал апостол Лука о своих собратьях: «Когда же они от радости еще не верили и дивились» (Лк. 24: 41).
Но наше сомнение чаще основано на эгоизме и самонадеянности, на неумении любить Бога и ближнего.
Поэтому особенная значимость события, которое мы вспоминаем сегодня и которое называется Уверением Фомы, в том, что оно подтверждает слова Самого Господа: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф. 18: 20).
В особенные дни – скорбей ли, радостей ли – мы не будем духовно одиноки тогда, когда мы бываем на собрании Церкви, среди братьев и сестер, даже, может быть, и не имея к ним искренних христианских чувств, не видя их ощутимого сочувствия своим бедам, но, призывая Господа в молитве и приемля Его в таинствах, мы получаем особую поддержку от Того, Кто обещался быть посреди нас, и от Него получаем силы к сохранению дара веры, мира и радости духовной, как это совершилось с апостолом Фомой, окруженным братьями-апостолами.
В наступающие 40 дней мы будем с благодарностью вспоминать, как Христос постоянно являлся Своим ученикам, как Он раскрывал им тайны Царства Божия, как открывал им понимание Церкви как общества людей, которые соединены между собой любовью.
Христос и Бог наш открывает нам, что временную жизнь мы можем потерять, что она неминуемо пройдет, но что нам дана вечная жизнь, которая есть жизнь Божия, уже вселившаяся в них, действующая в них, побеждающая все…
Будем радоваться, будем ликовать о том, что воскресший Христос не только победил смерть для Себя и в Себе, – будем радоваться, что в нас и для нас Он победил смерть, грех, страх и что мы стали теперь свои, родные Живому Богу.
Аминь.

САМООПРАВДАНИЕ, 
ИЛИ ЛОЖНОЕ СОСТОЯНИЕ

Иеродиакон Кирилл (Попов)

 

Христос перед Пилатом. Пилат умывает рукиХристос перед Пилатом. Пилат умывает руки

 

Нравится это нам или не нравится, но люди в большинстве своем таковы, что предпочитают оценивать все свои действия и поступки исключительно с положительной стороны. В повседневной жизни мы постоянно пытаемся оправдать себя, уменьшить степень своей вины или вовсе сбросить груз ответственности со своих плеч, часто перелагая его на чужие. Жизненная позиция, заключающаяся в постоянном самооправдании, приводит человека к тому, что он вечно закрывает глаза на свои недостатки и слабости, вплоть до того, что может постепенно перестать видеть их.

Впрочем, некоторые психологи подобный феномен рассматривают как один из важнейших защитных механизмов, ограждающих психику человека от воздействия негативных обстоятельств. Таким образом, фактически допускается если не неизбежность, то своего рода необходимость, хотя бы в некоторых случаях, активного самооправдания.

В православном сознании самооправдание является гибельным грехом. Смысл этого порока в том, что человек не видит, а точнее, не хочет видеть за собой вины, не признает своей греховности. В глазах других людей такая личность пытается выглядеть незапятнанной, вместе с тем считая себя эталоном во всех отношениях. Все это говорит о том, что в основе самооправдания лежит страсть гордыни, то есть исключительная замкнутость человека на своей персоне. При таком понимании ему кажется, что все вращается вокруг него, все тянется к нему, а он ощущает себя в центре всего и дает всему импульс жизни. В таком состоянии человек только себе приписывает правду, а все, что несогласно с его мнением, считает не заслуживающим внимания, неправильным и несправедливым. Снимая вину с себя, виновником неприятностей и огорчений такой человек делает кого или что угодно.

Священное Писание показывает, что самооправдание — результат грехопадения. В ответ на вопрос Бога Адаму о том, не вкушал ли он с запретного древа, Адам не решается рассказать правду, не идет по пути покаяния, а начинает оправдывать себя, перелагая вину на Еву, а затем на змея. Так появляется стремление увидеть грех в другом человеке, стараясь не заметить его в самом себе. Думается, что многим людям знакомо такое состояние. Особенно отчетливо оно проявляется на исповеди. И тогда подобного рода исповедь сама становится грехом и свидетельствует против нас пред Богом. Священник Александр Ельчанинов, подмечая эту особенность, говорил, что если человек на исповеди ищет самооправдания, предпринимает попытки объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства, ссылается на третьих лиц, введших в грех, [если в его поведении видно] отсутствие глубокого покаяния (без слез), продолжающееся пребывание в грехе, все это говорит о самолюбии»[1].

По мысли преподобного Паисия Святогорца, тот, кто ищет для себя оправдания во всем, находится в «ложном состоянии… и отгоняет от себя Божественную благодать»[2].

Самооправдание — стержень самолюбия, а значит, и гордыни. Для того чтобы начать бороться с самооправданием, человек должен в первую очередь признать, что у него есть этот страшный недуг, увидеть его в себе и воодушевиться на борьбу с ним. Важным аскетическим деланием, способным помочь человеку в этой борьбе, является самоукорение. Святые отцы почитают самоукорение частью умного делания, противодействующего «болезненному свойству падшего человеческого естества, согласно с которым все люди стараются показать себя праведниками»[3]. Великая польза будет для человека тогда, когда он начнет оправдывать других и укорять себя. В таком случае он будет искать причины всех бед в себе, своих греховных наклонностях, падениях, а не во внешних обстоятельствах и поступках других людей.

Когда кажется, что повсюду несправедливость, и человек, будучи убежден в своей правоте, обижается и негодует на других, важно не замыкаться на этом, а направить свою мысль в правильное русло. Нужно найти причину проблем не в окружающих, а в самом себе, вспомнить все прошлые грехи и начать оплакивать их в собственной душе. Важно искать оправдания от Бога, а не оправдываться перед Ним.

Иеродиакон Кирилл (Попов)

12 апреля 2018 г.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛА АРХИПАСТЫРЯМ, ПАСТЫРЯМ, ДИАКОНАМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ И ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви с традиционным Пасхальным посланием.

 

Святейший Патриарх Московский и всея Руси КириллСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

 

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

От сердца, исполненного светлой радости о Восставшем от Гроба Спасителе, всех вас приветствую этими жизнеутверждающими словами и поздравляю с праздником праздников — Пасхой Господней.

Ныне мы призываемся на великий пир веры, на великое торжество духа. Единородный Сын Божий, пришедший в мир, претерпевший страдания и смерть на кресте, велением Небесного Отца победоносно восстал от гроба! Иисус воскрес — и «поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:54)! Он воскрес — и радуется вся Вселенная! Господь упразднил ад и сокрушил власть диавола. И все это совершил Человеколюбивый Бог, дабы усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов (Еф. 1:4-5; 7).

Победа Христа над смертью — это не только духовная, но и физическая реальность. Господь Иисус действительно воскрес телом ради спасения всех людей. С Его воскресением смерть потеряла свой необратимый характер, и для уверовавших во Христа стала рождением в вечную жизнь, дверью, открывающей путь к небу, к Царству Божию.

Неслучайно и мученики за Христа мужественно встречали любые страдания. И если раньше даже великие праведники скорбели по умершим, как о погибших, то по воскресении Господа Иисуса смерть более не пугала их. Как замечательно пишет святитель Афанасий Великий, отныне все верующие во Христа попирают ее как ничто, зная вполне хорошо, что, когда они умирают, они не погибают, но живут и становятся нетленными через воскресение (Слово о воплощении Бога Слова и о пришествии Его к нам во плоти). Яркий пример явили нам и новомученики Церкви Русской, бесстрашно принявшие исповеднические венцы в годы гонений на веру в XX веке.

Сегодня, когда мир все больше уподобляется неразумному богачу из евангельской притчи (см. Лк. 12:16-21), когда комфорт, успешность и долгая жизнь объявляются чуть ли не главными ценностями человеческого бытия, мы, ученики и последователи Спасителя, вслед за апостолом Павлом дерзновенно свидетельствуем: для нас жизнь — Христос (Флп. 1:21), а смерть — не конец бытия. Говорим и верим так, ибо знаем: Бог создал душу человека для вечности.

Как часто нам, погруженным в суету и тревоги повседневности, недостает духовной зоркости, чтобы распознать преображающую силу Божественного присутствия в нашей жизни! Но пасхальный период — совершенно особая пора. В эти дни даже сам воздух как бы пропитан ни с чем не сравнимой пасхальной радостью, а любовь и милосердие Божии обильно изливаются на каждого человека.

Входя в торжество сего дивного и светозарного праздника, мы призваны не только словом, но и делом убедительно свидетельствовать о том великом даре, который получили люди через Воскресшего Господа Иисуса. Поделимся же с окружающими радостной Евангельской вестью, подарим нашу любовь, заботу и внимание близким, сотворим добро тем, кто нуждается в нашей помощи и утешении. Только так, благодарными устами и благодарным сердцем прославляя восставшего от гроба Спасителя, мы становимся наследниками свершившегося пасхального чуда и с дерзновением именуемся сынами и дочерями Бога Всевышнего, явившего безмерную любовь ко всем нам.

Сердечно поздравляя вас со светлым праздником Святой Пасхи, вновь и вновь обращаю к вам радостное приветствие:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ,
Москва, Пасха Христова, 2018 год

Патриархия.ru

8 апреля 2018 г.

Христос воскресе из мертвых,
смертию смерть поправ
и сущим во гробех
живот даровав


Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляем вас с праздником Светлого Христова Воскресения, Пасхи!

Хотим передать вам пасхальное приветствие епископа Тихона (Шевкунова) и братии Московского Сретенского монастыря.

Дорогие братья и сестры!

Христос Воскресе!

«Воскресение Христово видевше» – в эту святую и спасительную ночь сохраним память о встрече с воскресшим Богом в торжестве Церкви Небесной и Земной, в таинстве Святого Причащения.

Обновленные пасхальной радостью понесем нашим ближним весть Воскресения Христова, благовествуя не только словами, но и делами о Свете и Жизни Вечной.

Расширим наши сердца милосердием и войдем в радость Господа всем сердцем своим и всей душой. Не будем малодушествовать пред силой греха и своей слабостью, но, очистив чувства, радостно устремимся к Богу, возвестившему нам: «Дерзайте, ибо Я победил смерть».

Bоистину Bоскресе Христос!

епископ Тихон с братией

Читать о Пасхе


С праздником!
Христос Воскресе!

«СМЕРТЬ! ГДЕ ТВОЕ ЖАЛО?! АД! ГДЕ ТВОЯ ПОБЕДА?!»

Огласительное слово на Пасху

 

Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон
Сошествие Христа во ад. Византийская миниатюра. Монастырь Дионисиат, Афон

Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.

Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!

Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.

Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!

Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!

Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.

4 мая 2013 г.